• Рисунок
  • Как научиться рисовать карандашом
  • Инструменты для рисунка
  • Линия, штрих и тон
  • Перспектива
  • Светотень
  • Объемные фиугры
  • Натюрморт
  • Интерьер
  • Пейзаж
  • Человек
  • Живопись
  • Оттенки в живописи
  • Композиция
  • Точка, линия, пятно
  • Цвет и форма
  • Цвет
  • Форма
  • Контраст
  • Ритм
  • Симметрия
  • Асимметрия
  • Золотое сечение
  • Центр композиции
  • Гармония
  • Обучение
  • ARTPROGRAM
  • Дистанционно
  • Индивидуально
  • В группе
  • Художник преподаватель

  • Контакты

    ✉ Написать письмо

    Форма для отправки письма




    * Поля обязательные для заполнения


    Светотень

    Теория теней

    Благодаря свету и тени мы видим мир объемным. Тени образуются благодаря предметам, которые встречает на своем пути световой поток. В изобразительном искусстве существует разделение света и теней по их сущности и принадлежности.

    Источник света, световые лучи, освещенная часть предметов, блик, граница света и тени, собственная и падающая тени, рефлексы

    Свет и тени

    Для грамотного изображения предметов на картине следует разобраться в природе световых и теневых пятен на объектах. Начнем со световых пятен.

    Источник света

    Главенствующим среди световых пятен является источник света. Если источник света оказывается на картине, то он изображается самым ярким. Однако, источников света может быть несколько и они могут иметь разную природу и интенсивность свечения. Потому, изображаться они будут тоже с разной степенью светлоты.

    Световые лучи

    Следующим по логике, но не по яркости являются видимые световые лучи. Обычно световые лучи видны от искуственных источников света в дымке, тумане или темноте.

    Освещенная часть предметов

    Та часть предметов, которая находится под прямыми световыми лучами является наиболее освещенной. В этой освещенной части предмета лучи от источника света касаются объекта только вскользь. Потому и степень освещенности меньшая, чем на блике.

    Блик

    Наиболее ярким пятном после источника света является блик на освещенной части предметов. Это самая ярко освещенная область предмета. Часто блик является отражением источника освещения. Здесь важно заметить, что блики более характерны гладким и блестящим предметам. Матовые предметы имеют очень тусклые и размытые блики. Ворсистые же поверхности и вовсе могут быть лишены блика.

    Граница света и тени

    Самой контрастной частью предмета обычно выглядит граница света и тени. Этот эффект контрастности является одной из зрительных иллюзий. Она заключается в том, что при соприкосновении двух контрастных пятен на их границе всегда возникает ощущение большей контрастности, чем на других их участках.

    Собственная тень

    За границей света и тени располагается собственная тень. Собственная тень образуется на объекте в резултате отсутствия в данной области прямого светового потока.

    Падающая тень

    Кроме собственной тени все объекты отбрасывают на другие объекты падающую тень. Границы падающей тени очерчивают контуры объекта, от которого она образовалась, с учетом особенностей строениея тех объектов, на которые она падает и зрительных иллюзий.

    Рефлексы

    Рефлексами в изобразительном искусстве называют отраженные от других предметов световые потоки и попадающие на затененную части предмета. Обычно на фоне тени рефлексы выглядят очень светлыми и контрастными, как блики. Однако, рефлексы значительно темнеее бликов.

    Виды освещения

    В зависимости от вида освещения зависит не только характер распространения света, но и характер теней. Для понимания принцпов распространения света и появления теней разберемся в двух видах источников освещения: естественный (солнце) и искусственный (лампы накаливания).

    Построение теней от стественного источника освещения

    Естественное освещение

    Естественным источником освещения считается солнце. Чтобы лучше разобраться в принципах построения теней при естественном освещении рассмотрим схему построения теней при нем.

    От солнца вниз до линии горизонта проводим вертикаль и из полученной точки пересечения проводим прямые через нижние границы объекта, который собираемся изобразить. Затем проводим прямые от источника света до верхних границ объекта. Там где линии, проходящие через объект, касаются любой поверхности можно фиксировать границы теней.

    Как правило, грницы теней от солнца более параллельны, чем от искусственных источников. То есть практически отсутствует эффект расширения падающей тени по мере удалении ее от объекта. Это объясняется очень большими размерами солнца и его огромной удаленностью. Лучи слонца доходят до нас практически параллельно друг другу. Параллельные лучи солнца формируют почти параллельные границы теней.

    Построение теней от искусственного источника освещения

    Искусственное освещение

    К искусствнным источникам освещения относят любые созданные человеком источники. Например, лампы накаливания, диодное освещение и так далее.

    При построении схемы рспространения лучей света и теней вертикаль от искусственного источника света проводится до соприкосновения ее с горизонтальной поверхностью, на которой располож объект, от которого требуется построить падающие тени. Далее, как и с естественным освещением от точки пересечения вертикали с поверхностью проводятся линии через нижние границы объекта а, от источника света, через верхние.

    Линия, проведенная от источника света через самую верхнюю точку объекта, при соприкосновении с поверхностью, указывает на самую удаленную границу падающей от объекта тени. Линии же, проходящие через нижние границы объекта будут расходится под ощутимым углом от источника освещения. В связи с этим появляется эффект увеличения ширины тени по мере ее удаления от объекта.