Живописный портрет открывает перед художником простор для творчества. С портрета начинается приобщение к сложным жанрам живописи. Во-первых, к самому портретному жанру. Во-вторых, к более сложным историческому и батальному жанрам. Умение писать портреты может пригодиться даже в пейзаже, когда есть желание оживить пейзажное полотно людьми.
Помимо внешнего сходства обычно художник стремиться передать в портрете настроение портретируемого. Иногда художники передают эпоху, в которой жил человек, его интересы, социальное положение и характер. Однако, это все становится возможным только после изучения пластической анатомии человека и освоения рисунка головы человека. Также полезным навыком является практическое рисование настоящих черепов и скелетов. Еще будет полезным рисунок гипсовых анатомических фигур и голов.
Здесь важно обратить внимание на то, что все выше перечисленное имеет отношение только к рисунку. Хороший портрет требует хорошей рисовальной подготовки. Это связано с тем, что, когда впервые художник сталкивается с написанием портрета человека с натуры, ему сложно сконцентрироваться на объемах, форме и передаче освещения. Многократный рисунок гипсовых голов античных статуй прививает навык восприятия человека, как очередную объемную форму. Только освоив этот подход имеет смысл обращать внимание на более высокие материи в портрете.
После написания и отрисовки пары десятков академических портретов с натуры приходит ощущение атмосферы портрета. С еще большим опытом у художника появляется навык передавать эмоции и характер человека в портрете. Главное, к этому моменту художник имеет навык лепки формы человека, пространства и световоздушной среды. Благодаря им, портреты не только возвышенно эмоциональны, но и приземленно объемны.
Обычно, в портрете обособленно стоит вопрос о схожести портрета и портретируемого. В бытовом смысле под этим подразумевается фотографическое сходство. На практике же ситуация чуть сложнее. Фотографическое сходство достигается навыком хорошего рисунка с натуры. В отличии от рисунка, в живописи присутствует буйство цвета. При правильном подходе, и форма и световоздушная среда в живописи лепятся цветом. Более того, с помощью цвета передается эмоциональная составляющая живописного портрета. Но, цвет не отделим от формы. Поэтому, именно сочетание правильно подобранного цвета и хорошего рисунка позволяют вложить в портрет всю гамму впечатлений, которые получит зритель от просмотра портрета.