Разберем поэтапный рисунок черепа человека. Начнем с размещения композиции в листе, сделаем линейный и тоновый рисунок.
Этапы рисования черепа человека
- Рисование основы черепа
- Композиция мозгового и висцерального черепа
- Нанесение основных линий конструкции
- Уточнение крупных деталей
- Дробление крупных форм на мелкие
- Усложнение форм
- Обобщение рисунка
- Усиление пространственности рисунка
- Завершение рисунка
Процесс рисования черепа человека
Рисование основы черепа
![Композиция и рисование основы](https://xn--80aaah3aakb1anulckhg2eyei6c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/09/Skull_1-739x1024.jpg)
При рисовании сложных форм вначале их нужно разбить на более простые. Затем упрощенные формы дробить до тех пор, когда детализация станет максимально приемлемой. Любую округлую форму можно вписать в куб или параллелепипед. Череп является округлой формой, потому для начала построим его основу — вертикальный прямоугольный параллелепипед в перспективе.
Композиция мозгового и висцерального черепа
![Композиция мозгового и висцерального черепа человека в рисунке](https://xn--80aaah3aakb1anulckhg2eyei6c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/09/Skull_2-739x1024.jpg)
В нарисованный ранее параллелепипед вписываем композиционное расположение мозгового черепа и висцерального черепа. Область расположения мозгового черепа обозначаем горизонтальным овалом в верхней части параллелепипеда, а висцерального вертикальным в передней части параллелепипеда. При этом овал мозгового черепа своей передней частью накладывается на овал висцерального черепа. В месте их пересечения будут располагаться лобная кость, глазные впадины и скуловые кости.
Нанесение основных линий конструкции
![Нанесение основных линий конструкции](https://xn--80aaah3aakb1anulckhg2eyei6c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/09/Skull_3-739x1024.jpg)
Находим среднюю линию лицевой части черепа. Определяем положение наиболее крупных участков черепа: глазные впадины, нос, скулы, границы нижней челюсти, видимые очертания затылочной части черепа.
Уточнение крупных деталей
![Уточнение крупных деталей](https://xn--80aaah3aakb1anulckhg2eyei6c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/09/Skull_4-739x1024.jpg)
Уточняем контуры наиболее крупных деталей. Стремимся придерживаться плоскостного принципа построения форм. Наносим схематично минимальный тон для обозначения наиболее темных участков.
Дробление крупных форм на мелкие
![Дробление крупных форм на мелкие](https://xn--80aaah3aakb1anulckhg2eyei6c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/09/Skull_5-739x1024.jpg)
Дробим ранее намеченные контуры черепа на отдельные более мелкие плоскостные участки. Определяем перспективные направления дробленных участков. Обозначаем тоном их степень освещенности. Усиливаем светотени. Придерживаемся плоскостного принципа построения изображения.
Усложнение форм
![Усложнение форм](https://xn--80aaah3aakb1anulckhg2eyei6c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/09/Skull_6-739x1024.jpg)
Еще больше дробим крупные формы на мелкие для получения приемлемой детализации. Линейно и тонально объединяем мелкие формы в единое целое. Намечаем окружающее пространство.
Обобщение рисунка
![Обобщение рисунка](https://xn--80aaah3aakb1anulckhg2eyei6c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/09/Skull_7-739x1024.jpg)
Одновременно продолжаем детализировать и обобщать формы черепа. За счет еще большей детализации выделяем важные и заметные детали. Путем обобщения менее важные детали делаем менее заметным.
Усиление пространственности рисунка
![Усиление пространственности рисунка](https://xn--80aaah3aakb1anulckhg2eyei6c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/09/Skull_8-739x1024.jpg)
Чтобы придать ощущение пространственности и воздушности в рисунке усиливаем фон. Обращаем внимание на места соприкосновения черепа с фоном. Находим подходящие контрасты для каждого участка соприкосновения черепа с фоном. Усиливаем с помощью светотеневых контрастов важные и приближенные к зрителю детали. Смягчаем тон на удаленных и менее освещенных участках.
Завершение рисунка
![Рисунок черепа человека](https://xn--80aaah3aakb1anulckhg2eyei6c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/09/Skull_9-739x1024.jpg)
Сверяем окончательные пропорции черепа и, если требуется, вносим коррективы. Для получения законченного рисунка добавляем больше градаций светотеней и максимально разрабатываем важные детали.