Разберем поэтапный рисунок черепа человека. Начнем с размещения композиции в листе, сделаем линейный и тоновый рисунок.
Этапы рисования черепа человека
- Рисование основы черепа
- Композиция мозгового и висцерального черепа
- Нанесение основных линий конструкции
- Уточнение крупных деталей
- Дробление крупных форм на мелкие
- Усложнение форм
- Обобщение рисунка
- Усиление пространственности рисунка
- Завершение рисунка
Процесс рисования черепа человека
Рисование основы черепа
При рисовании сложных форм вначале их нужно разбить на более простые. Затем упрощенные формы дробить до тех пор, когда детализация станет максимально приемлемой. Любую округлую форму можно вписать в куб или параллелепипед. Череп является округлой формой, потому для начала построим его основу — вертикальный прямоугольный параллелепипед в перспективе.
Композиция мозгового и висцерального черепа
В нарисованный ранее параллелепипед вписываем композиционное расположение мозгового черепа и висцерального черепа. Область расположения мозгового черепа обозначаем горизонтальным овалом в верхней части параллелепипеда, а висцерального вертикальным в передней части параллелепипеда. При этом овал мозгового черепа своей передней частью накладывается на овал висцерального черепа. В месте их пересечения будут располагаться лобная кость, глазные впадины и скуловые кости.
Нанесение основных линий конструкции
Находим среднюю линию лицевой части черепа. Определяем положение наиболее крупных участков черепа: глазные впадины, нос, скулы, границы нижней челюсти, видимые очертания затылочной части черепа.
Уточнение крупных деталей
Уточняем контуры наиболее крупных деталей. Стремимся придерживаться плоскостного принципа построения форм. Наносим схематично минимальный тон для обозначения наиболее темных участков.
Дробление крупных форм на мелкие
Дробим ранее намеченные контуры черепа на отдельные более мелкие плоскостные участки. Определяем перспективные направления дробленных участков. Обозначаем тоном их степень освещенности. Усиливаем светотени. Придерживаемся плоскостного принципа построения изображения.
Усложнение форм
Еще больше дробим крупные формы на мелкие для получения приемлемой детализации. Линейно и тонально объединяем мелкие формы в единое целое. Намечаем окружающее пространство.
Обобщение рисунка
Одновременно продолжаем детализировать и обобщать формы черепа. За счет еще большей детализации выделяем важные и заметные детали. Путем обобщения менее важные детали делаем менее заметным.
Усиление пространственности рисунка
Чтобы придать ощущение пространственности и воздушности в рисунке усиливаем фон. Обращаем внимание на места соприкосновения черепа с фоном. Находим подходящие контрасты для каждого участка соприкосновения черепа с фоном. Усиливаем с помощью светотеневых контрастов важные и приближенные к зрителю детали. Смягчаем тон на удаленных и менее освещенных участках.
Завершение рисунка
Сверяем окончательные пропорции черепа и, если требуется, вносим коррективы. Для получения законченного рисунка добавляем больше градаций светотеней и максимально разрабатываем важные детали.