Цвет является главным эмоционально композиционным наполнителем изображения. Каждый цвет имеет собственные характеристики. При взаимодействии с другими цветами эти характеристики дополняют друг друга. Они создают у человека палитру эмоциональных и эстетических переживаний от увиденного им изображения.
Цветовая схема
На сегодняшний день колористами разработано множество различных цветовых схем, через призму которых специалисты рассматривают цвета. При этом, в каждой из разработанных схем есть базовые и дополнительные цвета. Они образуются путем смешения в разных пропорциях базовых цветов.
Для целей художественного изобразительного искусства наиболее подходит цветовая схема, в которой базовыми цветами являются красный, желтый, синий, белый, черный. Хроматические, то есть «цветные» оттенки в рассматриваемой цветовой схеме располагаются по кругу в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Между этими оттенками распологается множество промежуточных оттенков.
В центре рассматриваемого цветового круга расположен серый цвет. В живописи его еще называют теплым серым потому, что он получается путем смешения красок всех хроматических цветов спектра, которые при этом хоть и образуют серый цвет, но все же с легким теплым оттенком. Истинный же серый, образованный путем смешения в равных пропорциях черного и белого цветов, является хроматически нейтральным. Кстати, белый и черный, а также образованный из них серый, являются ахроматическими цветами. То есть они спектрально нейтральны и различаются только своей светлотой. Для размещения в данной цветовой схеме черного и белого цветов нужно представить хроматический круг лежащим горизонтально. Белый и черный умозрительно разместить над средним серым сверху и снизу соответственно. Все пространство между цветовым кругом, средним серым, черным и белым цветами занимают промежуточные оттенки. При этом, чем ближе оттенок расположен к центру круга, тем он будет становится более «грязным» серым. Чем оттенок выше расположен над кругом, тем он светлее, чем ниже, тем темнее.
Теплые и холодные цвета
В художественных целях цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым чаще относят красно-желтые оттенки, а к холодным сине-зеленые. Однако, данное деление условно . Например, в изображении, в котором преобладают теплые цвета, любой фиолетовый или желто-зеленый оттенок будет восприниматься, как холодный. Но, в изображении, с доминирующими холодными цветами, те же фиолетовые и желто-зеленые оттенки могут восприниматься, как теплые. Здесь важную роль играет взаимодействие цветов в изображении, которые образуют между собой цветовую гамму.