Рисунок натюрморта можно разделить на этапы:
Композиция натюрморта
Расположение композиции в листе
В натюрморте важно расположить композиционно только те предметы, которые являются ключевыми для него. Например, в натюрморте, в котором есть стол, покрытый драпировкой, кувшин и шар, закомпоновать нужно кувшин и шар.
Композиция отмечается на листе общим контуром для ключевых предметов, отмечающим приблизительные общие границы для них.
Определение соотношений объектов
Внутри общего контура композиции следует определить взаимное расположение предметов относительно друг друга, а также соотношение их размеров. На этом же этапе нужно наметить основные вертикали и горизонтали объектов. Рисками отметить на них границы предметов.
Линейное построение
Построение предметов в натюрморте базируется на законах перспективы в целом и построении простых объемных фигур в перспективе в частности.
Однако есть отдельные случаи, которые стоит рассмотреть отдельно. Например, построение объемных форм в перспективе с опоясывающим их повторяющимся орнаментом. Здесь есть хитрости, позволяющие произвести построение относительно просто. Или, например, предметы не стоящие строго вертикально, а расположенные под углом к вертикальной и горизонтальной оси. В этом случае, при смещении вертикальной оси предмета от строго вертикального положения, перспективные построения затрагивают не только срезы предмета, расположенные на его горизонтальных осях, но и срезы, расположенные на вертикальных осях.
Тональный рисунок
Светотеневой тональный рисунок натюрморта
Тональный рисунок нужно начинать с определения источников освещения и построения теней. Далее, опираясь на теорию теней обозначить тоном тени. Далее нужно проработать подробно тени и света. После проработки светов и теней предметы в рисунке должны ощущаться, как объемные. После этого следует скорректировать тональные пятна таким образом, чтобы те объекты, которые находятся ближе стали более контрастными, а в удаленных участках натюрморта смягчить тени.
Акценты и уточнение деталей
Для придания рисунку законченного вида нужно дополнительно проработать ключевые детали. Их можно подчеркнуть с помощью контраста или дополнительной детализацией.
Возможно, такая работа уже была проделана ранее. Однако, в процессе рисования графическими материалами типа графит, пастель, уголь или мелки часто рукой случайно задевается лист и затираются детали. Именно с этой целью в самом конце процесса рисования следует обратить внимание на ключевые детали и, если требуется, восстановить их четкость. С другой стороны, в момент завершения рисунка уже складывается общая картина будущего произведения и становится более очевидным то, какие детали стоит подчеркнуть.